Вверх
Вниз

«Роль музыкально - дидактических игр в развитии слуха у детей дошкольного возраста»

Подготовила: Садовая Ю.В.

МБДОУ «ДСКВ №102» г. Братск

Музыкальный руководитель

Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, иг­ру на инструментах.

Основное назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамических слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением зна­ний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятель­ность, способность к восприятию, различению основных свойств, музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной прак­тике.

Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ре­бёнку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Например, игры «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни», «Эхо» помогают детям чисто интонировать, опре­делить, правильно ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания. Игры «Определи по ритму», «Вспомни мелодию», «Повтори» развивают чувство ритма, учат точно воспроизводить мелодию, ритмический рисунок песни, попевки. С этой же целью используется различные дидактические средства; ложки, кубики, ритмические палочки, погремушки, колокольчики, музыкальные и ритмические мо­лоточки.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

Музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформлены. Например, карточки с изображением музыкальных образов - яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры. Игры, в которых дети сами принимают активное участие в их изготовлении, становятся наиболее люби­мыми и желанными. Например, ребята могут вырезать ритмические карточки и кружочки-ноты и приклеить с обратной стороны фланель, чтобы использовать их на фланелеграфе, или подобрать дома в журналах картинки, необходимые для таких игр, как «В лесу», «Что делают зайцы?», «Из какой мы песни?» и др.

Музыкально-дидактические игры можно организовывать на музыкаль­ном и других занятиях, в свободное время. Применение этих игр на занятии даёт возможность провести его наиболее содержательно.

В игре дети быстрее усваивает требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и даже в области слушания музыки. Иногда музыкально-дидактические игры проводятся на занятии /чаще всего во второй его части/ как отдельный вид деятельности. Такие игры имеют обучающий характер. В доступной игровой форме у детей развиваются музыкальные способ­ности.

Дидактические игры на музыкальных занятиях начинают проводить с первой младшей группы. Эти игры большей частью связаны с применением образных пособий.

В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидакти­ческих игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настольно-печатные игры, а также используются и технические средства обучения.

Немаловажную роль в развитии у детей слуха, ритма играют распевки, проводимые на музыкальном занятии до разучивания какой-либо песни. Для подбо­ра распевок можно использовать «Музыкальный букварь» Н.А.Ветлугиной, в кото­ром материал подобран с учётом постепенного перехода от простого задания к сложному, а красочные иллюстрации дают возможность лучше понять разницу звуков по высоте, длительности, заинтересовать ребёнка той или иной песенкой. Все задания в букваре даны в игровой форме, а, следовательно, они доступны детям.

Самые простые игровые приёмы используется в работе с малышами, начи­ная с двухлетнего возраста. Сначала определяются конкретные задачи, продумыва­ется весь ход музыкально-дидактического задания. Иллюстрации «Музыкального букваря» можно увеличить и использовать на занятиях в качестве демонстрацион­ного материала. Например, прослушав попевку "Качели", ребёнок получает зада­ние определить по одному звуку, где находятся качели /внизу или вверху/, и показать на картинке. Если он определит правильно, все хлопают. Таким образом, проходит своеобразная игра на определение звуков по высоте.

Большую часть заданий дети младшего возраста выполняет по показу воспитателя, музыкального руководителя, а затем самостоятельно. В игре «Пти­ца и птенчики» развивается умение различать звуки, разные по высоте, дети с удовольствием отвечают тоненьким голоском маме-птице. И уже при повторном про­ведении игры малыши твёрдо знают, что мама-птица поёт низким голосом, а птен­чики - высоким.

В средней группе дети должны уметь самостоятельно исполнить ритмический рисунок попевки на одном звуке какого-либо музыкального инструмента.

В старших группах проводится более разнообразная работа по различению звуков по высоте и длительности. Попевки помогают детям определить нап­равление мелодии, они учатся находить в мелодии два коротких и один длинный звук.

Многие музыкально-дидактические игры впервые разучиваются с детьми на музыкальном занятии. Чтобы игра была успешно усвоена детьми, музыкальный руководитель перед занятием объясняет игру воспитателю. На занятии оба педа­гога помогают детям понять правила игры. Сначала они сами участвуют в этой игре, роль воспитателя в детской игре велика: он тактично направляет её ход, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Ещё А.С.Макаренко писал: «И я как педа­гог должен с ними играть. Если я буду только приучать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обя­зательно немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег».

Поэтому, особенно в младших группах, воспитатель не только организо­вывает игры с детьми, но и сам становится активным участником, чтобы раз­вить в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания, полученные на музыкальном занятии, воспитатель сам должен знать музыкальный репертуар, объём умений, и навыков детей своей группы.

Воспитатель должен уметь играть различные мелодии знакомых детям пе­сен, знать распевки, уметь правильно передать мелодию и ритмический рисунок песни, чтобы потом проводить ту или иную музыкально-дидактическую игру.

Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей в каждой возрастной группе оборудованы музыкальные уголки, где есть всё необходимое оборудование, в том числе и музыкально-дидактические игры данной группы.

Всё это даёт возможность воспитателю интереснее организовать самостоятельную музыкальную деятельность детей, шире развивать их творческие способ­ности.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 130 гостей и нет пользователей

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.

© 2023, МБДОУ «ДСКВ № 102» г Братск