Вверх
Вниз
Подготовила: Инструктор по физическому развитию
Аршикова Наталия Владимировна.

Приобщение детей дошкольного возраста

к физической культуре и спорту.

«С какого возраста и каким видам спорта можно обучать детей дошкольного возраста?» - с таким вопросом часто обращаются к тренерам родители. И, нередко, удивляются, когда слышат в ответ: «Давно пора!».

Разумеется, о настоящем спорте в дошкольном возрасте еще рано говорить, но различные виды игр и развлечений с элементами спорта вполне доступны детям 5-6 лет.

Программа воспитания в детском саду уже начиная с 3-х лет предусматривает спортивные развлечения: санки, скольжения по ледяным дорожкам, велосипед, игры на воде. В средней, старшей и подготовительной группах добавляются лыжи, плавание, бадмин­тон, коньки, городки, настольный теннис.

Доступность и полезность игр и спортивных развлечений для дошколят научно доказана рядом исследований, практикой работы многих детских садов.

Родителям следует знать, что правильно, разумно подобранные игры и развлечения благотворно влияют на основные показатели физического развития: рост, вес, окружность грудной клетки; на развитие сердечно-сосудистой системы, органов дыхания. Дети, перенесшие простудные и инфекционные заболевания, вновь при­ступают к занятиям не сразу, а в зависимости от перенесенной бо­лезни, после определенного, указанного врачом промежутка вре­мени.

За последние годы в нашей стране появляется все больше се­мей, где физкультура становится жизненной потребностью каждого члена семьи.

К сожалению, некоторые родители недооценивают значения игр и спортивных развлечений для нормального физического раз­вития ребенка, нанося тем самым непоправимый ущерб его здоро­вью. Ведь правильно организованные игры и спортивные развлече­ния укрепляют здоровье детей, закаливают организм, помогают развитию двигательного аппарата, воспитывают волевые черты ха­рактера, ценные нравственные качества, являются замечательным средством активного и разумного отдыха.

Для тех родителей, которые всерьез думают заняться физиче­ским воспитанием своего ребенка, небезынтересно узнать, что работающая мышца потребляет питательных веществ в 3 раза, а ки­слорода в 7 раз больше, чем бездействующая.

Игры, спортивные развлечения и физические упражнения нель­зя проводить натощак и в плохо проветренном помещении. Не сле­дует начинать их сразу же после еды: после приема пищи должно пройти не менее 30 минут. Прекращать спортивные занятия надо за 1,5-2 часа до ночного сна.

После игр и спортивных развлечений полезны обтирания, теп­лый душ, купание. Эти водные процедуры помимо превосходного закаливающего воздействия на организм ребенка дают немалый гигиенический эффект.

Приступая к занятиям, следует иметь в виду, что дети неодина­ковы по своему физическому развитию, характеру, здоровью. На­грузка в играх дозируется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, настроения и самочувствия ребенка. Внешний вид, поведение, аппетит, сон - вот зрительно контролируемый барометр правильной физической нагрузки. При выборе игр и спортивных развлечений необходимо учитывать состояние здоровья вашего ребенка.

Дети дошкольного возраста склонны переоценивать свои силы и нередко заигрываются (во вред здоровью). Поэтому и разучива­ние, и сама игра не могут быть продолжительными: их надо чере­довать с отдыхом. Игры большой активности сменяются спокой­ными. Лучше чуть-чуть не доиграть, чтобы игра для ребенка была всегда заманчивой, привлекательной и не наносила ущерба здоро­вью.

Нагрузка во время игры должна распределяться равномерно на все группы мышц, возрастать постепенно из года в год. Родители могут и должны помочь ребенку выбрать режим движений, краси­вую осанку, научить правильно дышать, не задерживая дыхания, сообразуясь с физическими упражнениями, глубоко, равномерно. Вдох делать через нос, выдох - через рот.

Каждая игра и спортивное развлечение имеют четко очерчен­ные границы, длятся определенное время, но родители по внешним признакам могут определить, не превышает ли нагрузка физиче­ских возможностей ребенка. При нормальной нагрузке учащается дыхание, розовеет лицо, ребенок слегка вспотел, но бодр и жизне­радостен. Чрезмерная нагрузка сказывается на нервной системе ребенка, теряется аппетит, нарушается сон. В этом случае нужно уменьшить нагрузку или даже вовсе прекратить занятия.

Одежда должна соответствовать погоде, виду игры, стадии обучения (вначале обучения - обычная одежда, затем - спортив­ная), индивидуальным особенностям, возрасту, полу, степени зака­ленности и состоянию здоровья ребенка. Спортивная одежда должна быть легкой, удобной, теплой, не стеснять движений, не мешать свободному дыханию, кровообращению, не раздражать кожу детей.

Зимняя одежда: курточка, хорошо защищающая от ветра, лыж­ный костюм (шерстяной или с начесом) или пальто (желательно из шерстяной ткани), теплый шарф и варежки. Обувь - суконные бо­тинки на толстой подошве или кожаные ботинки (лыжные, конько­бежные, фигурные), одетые на простой или шерстяной носки, са­пожки. На голове - шапка-ушанка или шерстяная шапочка на под­кладке. Летняя одежда - тренировочный костюм, трусы, майка. На голове при солнечной погоде - легкие кепки с козырьком. Обувь - легкие кеды, в теплую погоду - босиком. Одежда выбрана пра­вильно, если руки и ноги после прогулки сухие и теплые.

Дети должны иметь свой спортивный инвентарь: санки, лыжи, коньки, резиновый круг, велосипед, ракетки для бадминтона, на­стольного тенниса, малого тенниса, мячи, шахматы, шашки и т. п. Он должен соответствовать возрасту ребенка, храниться в опреде­ленном месте. Следят за сохранностью инвентаря, особенно в старшем дошкольном возрасте, сами дети: очищают от снега, про­тирают от пыли.

Во время игр и развлечений настроение у ребенка должно быть ровным и жизнерадостным. Старайтесь поддерживать у малышей хороший тонус. Имейте в виду, что психика его неустойчивая, лег­ко ранимая. Порой самое пустяковое слово, замечание могут пока­заться ребенку обидными, он может расплакаться, потерять веру в свои силы, и это надолго оттолкнет его от того или иного вида иг­ры. Указывая ребенку на его ошибку, будьте тактичны.

Ничто не укрепляет веру в свои силы так, как разумно выска­занное одобрение. Пользуясь этим могучим стимулятором успеха, следует знать меру - ребенок может зазнаться. А вот малыша, ко­торому долго не удавалось какое-то упражнение, а потом, наконец, получилось, непременно нужно похвалить.

Во время занятий место родителя зависит от конкретного вида игры и спортивного развлечения: он должен быть всегда рядом, чтобы что-то показать, помочь, вовремя подстраховать, представ­ляя ему, по мере обучения и усвоения движения, больше самостоя­тельности.

Родители также должны уметь оказывать первую помощь при несчастных случаях.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 212 гостей и нет пользователей

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.

© 2023, МБДОУ «ДСКВ № 102» г Братск