Вверх
Вниз

Третий год жизни характеризуется активным и быстрым развитием словаря, в который входит:

- названия предметов, включенных в круг действий детей и доступных для наблюдения в ближайшем окружении;

- названия действий с предметами, некоторых особенностей предметов: крупные части, размеры, цвет (4 цвета), некоторые другие особенности (теплый, чистый и т.д.)

- названия некоторых трудовых действий, орудий, необходимых в труде (няня налила в чашку компот, мама выстирала и выгладила платье, ножницами режут бумагу)

- название собственных действий (убрал игрушку, вымыл и вытер руки, надела колготки, рисую, играю, танцую..)

- имена близких людей (родственников, воспитателя, няни, музыкального руководителя).

Четвертый год жизни знаменуется собой возникновением новых возможностей. Действуя с предметами, выявляя их особенности, дети учатся:

- активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и др.), качество и свойства (мягкость, твердость, гладкость, шероховатость и др.; предметы рвутся, бьются, размокают);

- называть некоторые материалы (глина, песок, бумага, ткань)

- активно использовать слова, обозначающие объекты и явления природы: названия растений близкого окружения, некоторых домашних и диких животных (кошка, собака, лошадь, корова, медведь, заяц, лиса и др.);

- активно осваивать и использовать в разговорной практике необходимые для успешного обобщения слова, связанные с этикой общения, культурой поведения, бытовой и игровой практикой и другими необходимыми жизненными проявлениями.

На пятом году жизни дети осваивают и используют в речи:

- названия предметов и материалов, из которых они изготовлены (ткань, бумага, дерево, резина и др.)

- названия живых существ и средств их обитания (земля, почва, воздух), некоторых трудовых процессов (кормление животных, выращивание овощей, стирка белья, сервировка стола и др.)

- слова, обозначающие части предметов, живых организмов, жизненных явлений, их свойства и качества: цветовые оттенки, вкусовые качества, степени качества объектов (мягче, светлее, темнее, толще, тверже и т. п.), явлений (холодно, мокро, солнечно и др.)

- слова, обозначающие некоторые родовые и видовые обобщения (игрушки, посуда, животные, растения и др.), а также лежащие в основе этих обобщений существенные признаки (живые организмы - растут, размножаются, развиваются; посуда - это то, что необходимо людям для еды, приготовления и хранения пищи, и т.д.);

- слова и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими, обозначающие социально-нравственные представления детей: слова приветствия, благодарности, извинения, участия, эмоционального сочувствия, сострадания и другие.

Дети 6-7 лет активно владеют бытовым словарем; точно и правильно использовать слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества, строение, материал и его особенности.

Продолжать осваивать слова, обозначающие более тонкое дифференцирование цвета (розовый, бежевый, зеленовато - голубоватый и т.д.) формы, размера и других признаков объекта.

Самостоятельно пользоваться необходимыми для выявления качеств и свойств предметов обследовательскими действиями, называть их (погладил, подул, смял, взвесил на руке, понюхал и т.д.)

Ведущим содержанием словарной работы в старшей и подготовительной группах являются освоение детьми осознанного использования слов, обозначающих видовые и родовые обобщения.

Уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять на их основе предметы, что помогает перейти от простого использования звуковой формы слова к осознанию его истинного содержания. Понимания причины объединения в одну группу предметов-посуды, мебели, одежды, обуви, головных уборов, постельных принадлежностей, транспорта, овощи, фруктов и др

В подготовительной группе - овладевать операцией деления освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков: посуда - кухонная, столовая, чайная; одежда, обувь- зимняя, летняя, демисезонная; транспорт- пассажирский и грузовой; наземный, воздушный, водный, подземный и т.д.

Овладение понятийным содержанием слова позволяет детям перейти на новый уровень понимания и использования слов - в их переносном, иносказательном значении.

Это является условием для освоения детьми средств языковой выразительности:

- на шестом году жизни находить в текстах литературных произведений и создавать свои образные сравнения, эпитеты;

- в подготовительной группе знакомится с более сложными средствами языковой выразительности -олицетворением, метафорой;

- использовать средства языковой выразительности при сочинении загадок, сказок, стихов.

Обогащение словаря детей 5-6 лет связанно с возрастанием их интереса к явлениям и событиям социальной жизни, к человеку с его внутренним миром и внешним поведением. В процессе знакомства детей с трудом людей разных профессий их словарь пополняется названиями предметов и инструментов труда, техники, помогающей в работе, трудовых действий и качества их выполнения.

Анализируя поведение и состояние литературного героя, ребенок начинает понимать, использовать в речи слова, обозначающие личностные характеристики (честность, справедливость, доброта, заботливость, верность и т.д.) состояние и настроение, внутреннее переживание человека.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 170 гостей и нет пользователей

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.

© 2023, МБДОУ «ДСКВ № 102» г Братск