Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Главное меню

Как правильно класть плитку. Как класть плитку на стену быстро. Класть плитку своими руками. Как выбрать ламинат для квартиры. Какой лучше выбрать ламинат сегодня. Какого цвета выбрать ламинат. Как правильно клеить обои. Как клеить обои на потолок вертикально. Как правильно клеить углы обоями. Интересные самоделки своими руками. Качественные самоделки своими руками фото. Самоделки для дома своими руками. Как сделать потолок в доме. Чем лучше утеплить потолок дома на сегодняшний день. Утепление потолка дома своими руками. Бизнес идеи с минимальными вложениями. Успешные идеи малого бизнеса с нуля. Прибыльные бизнес идеи. Как сделать мебель своими руками. Сделать деревянная мебель своими руками. Сделать мебель своими руками видео. Опалубка для фундамента. Как сделать опалубку для фундамента быстро. Опалубка для фундамента купить.
Главная
Наша история
Новости
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема(перевода)
Образовательная деятельность
Наши группы
Группа "Дюймовочка"
Группа "Гнездышко"
Группа "Аленький цветочек"
Группа "Всезнайки"
Группа "Березка"
Группа "Улыбка"
Группа "Теремок"
Группа "Лесовичок"
Группа "Родничок"
Группа "Рябинка"
Группа "Ромашка"
Экскурсия по саду
Педагогические странички
Приймак Г.И.
Аверина А.В.
Иванова Г.Д.
Буйлова Н.А.
Петрушенко Е.Ю.
Букланс Т.В.
Сердюк О.Б.
Тюткина О.В.
Гончарова Т.В.
Профсоюзная страничка

Тема недели

Младший возраст:

"Народные традиции России"

Старший возраст:

"Народные традиции России"

Размер шрифта

 

Модели и формы педагогического

взаимодействия с родителями.

 

«...как прошло детство, кто вел ребенка за руку

 в детские годы, что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира — от этого в решающей

степени зависит, каким человеком станет

 сегодняшний малыш».

В.А. Сухомлинский.

 

   Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога и дошкольного учреждения в целом. Причины, препятствующие сотрудничеству современного российского детского сада и родителей детей, его посещающих: большинство родителей не совсем верно представляют себе источник развития ребёнка в дошкольном возрасте, не понимая механизмов развития ребёнка, родители не прилагают усилия для его осуществления или направляют их не в том направлении. При попытке сформулировать цели и результаты развития ребёнка, того, что он хочет получить от детского сада, среднестатистический родитель в своих рассуждениях неизбежно приходит к совокупности конкретных знаний, умений и навыков. Когда ожидания не оправдываются, родители начинают относиться к детскому саду как к «камере хранения» детей, которая позволяет им работать и заниматься личными делами.

     Отношение государства к семье и к семейному воспитанию менялось на разных этапах общественного развития. Сегодня впервые в Законе «Об образовании» (ст.44) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Сменились акценты, главной стала семья, хотя вопросы педагогического просвещения по-прежнему актуальны. В главе 12 Права и обязанности родителей «Семейного кодекса российской федерации», в статье 63 отмечено, что родители несут ответственность за воспитание, имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.  В ФГОС ДО (п.п. 3.2.1., 3.2.5.) отмечено, что для успешной реализации Программы должна быть обеспечена поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй.

     Проанализировав работу с родителями в нашем детском саду, мы увидели, что иногда используются  стандартные формы работы: родительские собрания, родительские комитеты, кон­ференции, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В Днях открытых дверей мало роди­телей принимают участие. Такие мероприятия, как акции, КВНы, капустники, фактически не проводятся.

       Воспитатели не всегда умеют поставить конкретные зада­чи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать ме­тоды: содержание родительских собраний, консультаций не­достаточно дифференцированно, воспитатели при выборе ме­тодов сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей; довольно часто воспитатели, особен­но молодые, и некоторые педагоги с большим опытом работы используют лишь коллективные формы работы с семьей.

Причинами являются:

недостаточное знание специфики семейного воспитания;

 

неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;

 

неумение планировать совместную работу с детьми и родителями. У отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.

Одна из главных целей руководителя учреждения и педагогов – вовлечение родителей в педагогический процесс.

Поэтому в нашем дошкольном учреждении были разработаны и сформулированы задачи:

 

  1. Способствовать формированию у родителей правильного понимания целей воспитания и обучения ребенка, в т.ч. и коррекционных;
  2. Осуществлять совместную с коллективом учреждения работу по всестороннему развитию детей;
  3. Распространять знания по различным направлениям педагогической деятельности, приемами и методами коррекционно-развивающей работы;
  4. Изучать опыт семейного воспитания, распространять его среди родителей, использовать в деятельности

     С целью построения эффективного взаимодействия  семьи и ДОУ, а так же для решения данных задач  нами были созданы  следующие условия:

  •     Социально-правовые, как повышение правовой культуры родителей: построение всей работы основывается на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, а также в соответствии с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения.

  •    Информационно-коммуникативные, как повышение педагогической культуры родителей: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ и т. д.

  •      Перспективно-целевые, как информирование родителей о состоянии и перспективах  работы ДОУ в целом: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнюю перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для сотрудников и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов-планов-программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка.

  •     Потребностно-стимулирующие: взаимодействие ДОУ и семьи будет конструктивным, если оно опирается на результаты изучения потребностей и интересов семей; категорий семей; стилей семейного воспитания;  ребенка во всех его сферах развития; рейтинга проводимых в ДОУ форм сотрудничества с семьей, позволяющего своевременно корректировать их содержание и структуру проведения.

     Вся вышеперечисленная работа позволяет учесть интересы каждого ребёнка посещающего ДОУ и привлечь все семьи воспитанников  в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Мы разработали и приняли на Совете педагогов Модель взаимодействия ДОУ и семьи которая состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.

Информационно-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.

    Задачи, которые предстоит решать в этом блоке, опреде­ляют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К этим методам относятся: опрос, анкетирование, патронаж, ин­тервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в ос­новном психологами.

   Работа с родителями в рамках информационно-анали­тического блока строится по двум взаимосвязанным направ­лениям.

     Первое направление –  просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу. Для решения вопросов могут использоваться разные формы: лек­ции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, ин­формационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и т.п.

    Второе направление – организация продуктивного обще­ния всех участников образовательного пространства, т.е. это обмен мыслями, идеями, чувствами.

С этой целью планируются и проводятся такие меропри­ятия, которые включали бы родителей и детей в общее инте­ресное дело, что «вынуждало» бы взрослых вступить с ребен­ком в общение. Известно, что традиционное общение родите­лей со своим ребенком весьма тривиально и часто сводится к вопросам типа «что ел, почему штаны грязные» и т. п.

     Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунка, по­делки, роли в спектакле, книги, игры, подготовки к праздни­ку, походу, разработке общего проекта и т.д.).

     Соответственно с решением данной задачи выбираются и формы взаимодействия: игротеки, выставки выходного дня, традиции, встреча с интересным чело­веком, праздники, издание семейных газет, журналов, защита семейных проектов, ведение домашних читательских дневни­ков и многое другое.

    Второй блок условно назван практическим, потому что в нем содержится информация, направленная на решение конк­ретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием.

Формы и методы работы, которые  используются медицинскими работниками, специалистами, педагогами и психологами, зависят от той информации, какую они получили при анализе ситуации в рамках первого блока.

     Наглядно-информационные: материалы на стендах, папки-передвижки, рекомендации, выставки детских работ, фотовыставки, реклама в СМИ (газета «Единство действий», сайт ДОУ), видеофильм «Один день в детском саду».

     Индивидуальные: беседы и консультации, личные блокноты.

  Коллективные: родительские собрания, конференции, круглые столы, тематические консультации, семинар-практикум, родительский клуб, педагогическая гостиная, ролевая игра, родительские чтения, родительские вечера, лектории, университеты, диспуты, дискуссии, конференции, презентации опыта воспитания, вечера вопросов и ответов, брейн-ринг, совместные досуги, праздники, экскурсии, ярмарки, вернисажи и выставки.

     В последнее время мы проводим новые, перспективные формы сотрудничества: участие в выставках работ родителей и детей «Семейные вернисажи», диспуты, аукционы, дни добрых дел, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада.

Эти формы и методы работы способствуют реальному участию родителей в воспитательно-образовательной работе детского сада с учетом их интересов и предпочтений.

К сожалению, результаты  работы убедительно показали, что формы и методы сами по себе не являются столь значимыми.

     За последние годы учеными и практиками разработано  много ярких и интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по количеству ме­роприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей, и то, насколько усилия педагогического  коллектива помогли родителям и детям.

     С целью эффективного решения этой задачи в модель взаимодействия ДОУ  с семьей был введен третий блок контрольно-оценочный.

Контрольно-оценочный блок это анализ эффективнос­ти (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями,  используем опрос,  оценочные листы, экспресс-диагностику, рефлексию, и другие методы сразу после проведения того или иного мероп­риятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.

В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.

В ходе реализации задач и создания условий для построения эффективного взаимодействия  семьи и ДОУ каждый участник данного процесса может чётко представлять запросы,  требования и возможности по данной проблеме.

Отсюда вытекает следующее вопросы, возникающие после рефлексии и анализа эффективности работы с семьёй.

Какие виды помощи оказывает  современное ДОУ семье?

Перечислим их:

Образовательная (обучение, воспитание)

Психологическая (диагностика, коррекция и психол. поддержка)

Посредническая  (организация, координация, информирование).

Кто может оказывать данную помощь семье?

Воспитатель, старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагог – психолог, инструктор по физической культуре и учитель – логопед.

Разработка новых форм взаимодействия с семьями воспитанников, позволяет нам  достичь высокого качества образования детей дошкольного возраста, удовлетворять запросы родителей в интересах детей и тем самым создать то самое единое образовательное пространство для ребенка, посещающего наш детский сад. 

Для более успешного сплочения родительского и педагогического коллектива нами использовались следующие педагогические находки.

     По окончании учебного года проводим награждение победителей конкурсов «Лучший родитель года», «Лучший выпускник года» (дети принимают участие в обсуждении кандидатур);

Создали адаптационный семейный клуб «Мамина школа» (цель: способствовать успешному вхождению детей в ДОУ и комфортной адаптации к среде);

    Привлекаем родителей к ежегодным творческим отчетам узких специалистов (педагога-психолога, инструктора по ФК, музыкального руководителя, учителя-логопеда, специалиста по изобразительной деятельности).

     В настоящее время широкое распространение приобрели «Дни открытых дверей». Данная форма сотрудничества использовалась и ранее. Однако сегодня можно говорить о данной форме обще­ния педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с из­менением принципов взаимодействия педагогов и родителей. По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при усло­вии, что оно является открытой системой. «Дни открытых две­рей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педа­гогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. В этот день родители имеют воз­можность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, по­общаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в иг­рах, занятиях и т.д.

Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учрежде­ния способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Длитель­ное наблюдение ребенка в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях.

Так же мы организуем мастер-классы и семинары-практикумы:

Мастер-класс «Давайте поиграем»  проводился с целью показать родителям значение совместных игр в семье для развития умственных способностей детей. Родители были активными участниками мероприятия, познакомились с «Блоками Дьенеша» и проиграли несколько игр.

 На мастер-классе  «Пластилиновое чудо»,    родители познакомились с разными способами и приёмами работы при изготовлении плоскостных и полуобъёмных поделок.

Семинар-практикум «Такие разные мячи» - инструктор по физическому развитию познакомила родителей с историей происхождения мяча. Расширила представление  о влиянии мяча на всестороннее развитие ребёнка и предложила родителям подвижные игры с мячом, которые можно игра вместе с детьми дома;

Оформляем творческие выставки: «Кукляндия», «Покормите птиц зимой», «Осенние фантазии», «Мой любимый домашний друг», «Подарок Деду Морозу и Снегурочке»;

Уже традицией нашего детского сада стала организация праздников и спортивных развлечений с участием родителей: «Папа, мама, я – спортивная семья!», «23 февраля», «Мамин день», «Масленица»;

Выпускаем буклеты  психолого-педагогического просвещения родителей «Д/сад в вопросах и ответах»;

Создали почтовый ящик на сайте ДОУ, и проводим информационно-аналитическую работу для выяснения предложений, идей и пожеланий родителей;

Ведём фоторепортаж «Интересно мы живем» на сайте ДОУ на страничках каждой группы.

В дальнейшем планируем:

 Проводить ежегодные акции «Подарим книги малышам» (с рисунками детей), «Поможем птицам», «Школа юного пешехода»;

Вести рубрику в уголках для родителей «Где мы были летом» «Сказочная Турция», «Знойный Египет», «Жаркий Вьетнам», «Теплый Китай» с фото, сувенирами, поделками из природного и бросового материала, привезенного из дальних стран;

 Проводить детско-родительские капустники, КВНы, посиделки.

Подобное взаимодействие ДОУ с семьей позволило нам повысить культуру родителей и решить ряд проблем:

  • Преодолеть авторитаризм родителей и развить эмпатию к собственному ребенку

  • Выработать отношение к ребенку как к равному

  • Понять недопустимость сравнения ребенка с другими детьми (радоваться его личному росту)

  • Узнать слабые и сильные стороны ребенка и учитывать их в воспитании

  • Проявлять искреннюю заинтересованность в его успехах

  • Оказывать ребенку эмоционально-психологическую поддержку (совместно переживать радости и разочарования)

  • Установить доверительные взаимоотношения с ним.

     Таким образом, работа родителей и педагогов в условиях до­школьного учреждения носит ярко выраженный специфичес­кий характер сотрудничества, так как изменились и содержа­ние, и формы взаимоотношений между родителями и работни­ками дошкольного учреждения.

 

Информационно-образовательные ресурсы

 

 

Праздник сегодня

Меню

Время