Подготовила: Руководитель по изобразительной деятельности II квалификационной категории
Суровкина Марина Геннадьевна
Изобразительное искусство и окружающий мир
Все дети любят рисовать - ведь это чудесная возможность выразить языком красок свой восторг перед окружающим миром или показать неприятие его. Детский рисунок - это своего рода связующее звено между детской душой и миром взрослых. Рассматривая детские рисунки, взрослые зачастую бывают поражены выразительностью образов. Созданных ребенком, хотя, как правило, в этих работах отсутствует так называемая грамотность изображения. Дошкольники не переживают из-за того, что не умеют рисовать. Зачастую они придумывают символы, рисуют их и очень довольны своим творчеством до тех пор, пока любящие родители не зададут вопрос: «А что ты такое нарисовал? Затем, как правило, следует фраза: «Ну, совсем не похоже… Ты что не знаешь, как это выглядит?... Ты что не можешь нормально нарисовать?». Заметив, что ребенок расстроился, родители утешительно добавляют: «Ну, ничего, ты ведь не будешь художником». Такое запоминается надолго. Даже слегка некорректная реакция взрослых очень обижает маленького художника.
И вот ребенок стал старшим дошкольником. Перед родителями сразу встает множество проблем, одна из которых - помочь ребенку подготовиться к школе, к учебе. Школьные предметы родители негласно подразделяют на главные, в которых надо помочь, и второстепенные, которые не заслуживают пристального внимания. В разряд последних почти автоматически попадает «изобразительное искусство». «Мой ребенок никогда не будет художником», - говорят многие родители. С этим нельзя не согласиться: не все должны быть художниками, да и детский сад не ставит своей целью сделать всех профессиональными художниками.
Занятия по рисованию должны:
1. сформировать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему,
2. развивать творческое восприятие,
3. самостоятельность мышления,
4. научить ребенка творчески подходить к решению любых проблем.
Иными словами предмет «Изобразительное искусство» формирует индивидуальность ребенка. Для того, чтобы успешно справиться со всеми этими задачами, дети на занятиях изобразительного искусства:
1.рисуют с натуры различные предметы,
2.рисуют на темы, заданные воспитателем,
3.занимаются декоративно - прикладным рисованием,
4.знакомятся с творчеством художников, с отдельными произведениями живописи, с памятниками архитектуры, скульптуры и декоративно - прикладного искусства.
Старший дошкольник должен хорошо рисовать не только то, что ему хочется, но и то, что в данный момент требуется на занятии. Это трудно для ребенка как физически (задания бывают разной сложности), так и психологически (не хочется подчиняться). Если же родители причисляют рисование к второстепенным предметам, то их отношение неминуемо передается и ребенку. Психологически он готов к тому, что не будет художником - ведь об этом постоянно твердят родители - а это значит, можно не очень стараться и на занятиях, и дома.
Такая позиция родителей порой приводит к непоправимым последствиям. Уметь рисовать - это значит уметь видеть, а не просто смотреть, уметь чувствовать и понимать красоту. «Изобразительное искусство» помогает ребенку стать неординарной, эстетически развитой личностью, позволяет ему проявлять творческие способности.
Существует еще один аспект, о котором говорилось и говорится крайне мало и редко: предмет «изобразительное искусство» развивает ребенка физически. Дело в том, что на кончиках пальцев, образно говоря, находятся память, логика, речь и грамотность. К концу подготовительной к школе группы кисть и пальцы ребенка должны быть развиты, чтобы в начальной школе в вашем доме не прозвучал диагноз - «дисграфия».
Дисграфия - это нарушение так называемой письменной речи. Ученик теоретически может знать все правила правописания, но когда дело доходит до практики (диктант, изложение, сочинение), «не срабатывает связь между рукой и головным мозгом, «автоматическая грамотность» отказывает и появляется масса ошибок. Плохие отметки по русскому языку, нервное напряжение, как самого ученика, так и его родителей, необходимость посещения специалистов, помогающих бороться с дисграфией, - всего этого могло бы не быть, если бы взрослые вовремя помогли ребенку выполнять различные задания по рисованию.