Вверх
Вниз

Подготовила: педагог дополнительного образования

I квалификационной категории

Суровкина Марина Геннадьевна

Психология в красках

Дети очень рано понимают, что мир, в который они попали, - цветной. У мамы - не такие волосы, как у бабушки, а папа - носит одежду и свитера не такие, как мама.

Из этого всего - из понимания цвета, оттенков и раскрасок - складываются первые впечатления о мире и об отношениях к ребенку окружающих его взрослых.

В раннем детстве дети еще редко заостряют внимание на цвете, им - главное - зарисовать все, что только можно.

Когда же ребенок начинает отдавать предпочтение одному из цветов, - это сигнал о том, что его нервная система (НС) готова воспринимать не только объекты, но и реагировать на них эмоционально. Именно поэтому, если даже взрослые в рисунках детей и не видят ничего конкретного, сами дети точно знают, что именно они рисуют. Хотя, конечно, и забывают так же быстро, как и придумали…. Это тоже отличительная особенность только детской психики - сразу же переключаться.

Переключаемость психики ребенка обусловлена тем, что работают сразу оба полушария одновременно. У взрослых же всегда преобладает в работе НС какое-то определённое полушарие. Правое или левое. А вот дети на этом факте не зациклены и, вообще, долго решают, правши они или левши. И, даже определившись в этом ключевом вопросе, все равно время от времени берут ручку или ложку в «неправильную» для себя руку.

Считается, что цвета леворукие и праворукие дети предпочитают разные. Этим и объясняется то, что все дети предпочитают не одни и те же оттенки краски. Нервная Система работает по перекрестной линии.

Именно поэтому у правшей главным «накопителем и переработчиком» информации является левое полушарие мозга. А у левшей, соответственно, - правое.

В процессе многих опытов с детьми различными психологическими и невролистическими лабораториями были подмечены интересные факты. Так, правши лучше успокаивались и концентрировались в комнатах, где преобладали холодные и спокойные оттенки. Еще лучше они выполняли задания, если их взгляд ничего не отвлекало, - мебель была в цвет стен, или же мебели было ничтожно мало.

У левшей все было как раз наоборот. Такие детки быстрее и легче концентрировались на ярких, бросающихся в глаза тонах и цветах. А от холодных и пастельных тонов такие вот левши утомлялись в два раза быстрее.

От чего это все зависит?!

Дело в том, что праворукие дети склоны к выполнению различных, даже рутинных задач. Хотя, конечно, все более или менее индивидуально. Праворукие дети отдают предпочтение в школе заучиванию правил и их условному пониманию: «раз так есть, - значит, так и должно быть».

У левшей с этим все не сложилось. Левши быстро устают от скучных задач, им не интересно просто читать, да и читать у них получается много позднее, чем у их сверстников - правшей. Вся каверза НС в том, что левое полушарие - это кладезь образов и чувств.

Дети левого полушария более всего склонны к специфически творческим профессиям: художниками, дизайнерами, артистами и актерами. Все, что не связанно с зубрежкой и рутиной, а открывает полет мысли и возможность воплотить то, что раньше считалось невозможным.

Дети-правши идут другим путем: они хорошо учатся в школе, действительно понимают математику, языки и физику. Из них получаются хорошие руководители, учителя, и большинство всех других, не столь связанных с искусством специалистов.

Именно из-за этого дети правши и левши и предпочитают разные цвета. Дети-правши более всего любят «простые» и «настоящие» цвета. Условно их можно назвать такими, какими дети их видят, и какие картинки, связанные с этими цветами, они видят. То есть, ребенок восстанавливает на белом листе бумаги лес, луг, траву, сад, бабушку, собачку и пр. То есть то, что он действительно видит вокруг себя. И, определившись с полушарием, такие детки чаще всего начинают рисовать зеленым, коричневым, желтым и др. И если спросить у них, что это, - детки тут же расскажут: солнышко, травка или сад.

Дети-левши предпочитают яркие теплые цвета. Исключение составляет разве что синий (глубокий синий) цвет. Считается, что красный и оранжевый цвета - это цвета революций, бунта и несогласия с принятыми устоями. Или же даже кризис, боль, переживания.

Если же в семье все отлично и спокойно, а ребенок рисует именно красным, - перед вами типичный левша. Левши также предпочитают синий (глубокий синий) цвет. Это цвет не просто неба - это цвет вечности, бессознательного и запредельного. Левши более чутки к эмоциональной окраске жизни, более других чувствуют именно этот цвет.

Простой пример: перед началом Октябрьской революции большинство детей в мастерских художников и маляров, предпочитали рисовать красными и синими красками. Эти цвета - символ перемен, резкого спада одного и переход к абсолютно другому. Большинство поэтов того времен, еще и не задумываясь о революции, писало «синие» стихи и посвящало этому цвету целые поэмы (Есенин, Хвылевой и др.). И, если проследить по количеству детей, что теперь ходят в художественные школы, то можно определенно сказать, что большинство таких деток - левши.

Возрастающее количество левшей, вообще, в последнем столетии бьет все рекорды. Это обусловлено тем, что в мире космических технологий и неосязаемых информаций меняется сам тип мышления.

Левшам легче перестроиться. Такие дети изначально ориентированы на фантазии и «неформат». И природа страхует себя, изменяя человеческую психику: будущие взрослые не должны сгорать кометами в стрессах и непонимании того, что так непонятно их родителям.

Именно поэтому на такой частый вопрос родителей: «Красный - это может быть нормальным?» - я однозначно отвечаю - «Конечно, да!».

Главное, чтобы рисуночный подтекст говорил нам о «счастливой семье», а цвет - это способ понимания малышом этого мира. Нормально - и зеленый, и синий, и красный, и …даже черный.

В раннем возрасте черный цвет, вообще, не воспринимается ребенком как «сумрак». Это просто цвет, каким можно закрасить все остальные цвета на странице. Правда, здорово? А вы так никогда в детстве не делали?

В более взрослом возрасте, когда ребенок уже умеет различать формы и цвета, выбор черного цвета может рассказать психологам о внутреннем мире малыша. Во-первых, это, скорее всего, может быть кесаренок, что больше других детей связан с тем неосязаемым миром, из которого не он сам «вышел», а его оттуда наглым образом «забрали». Ребенок воспринимает черный цвет как нечто родное, что некогда булькало и окружало его теплотой. Это и есть материнское лоно.

Если ребенок был рожден «нормальный путем», то есть старался и трудился, то выбор в три-четыре года черного цвета говорит о том, что на душе у ребенка «что-то не так». Дети чаще всего рисуют черным цветом, когда скучают или боятся чего-либо. Проследите, с какими образами связаны рисунки. Может, ребенку не хватает внимания? Или его обижают в садике?!

Выбор вашей дочери в три года - зеленого и синего - скорее всего, обусловлен «натуральными красками». То есть она рисует то, что вокруг нее. Оглянитесь! Вокруг - небо, деревья, земля и трава. Это и рисует ребенок. Разве это ненормально?

Удачи вам в воспитании и вдохновения в рисовании!

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 43 гостя и нет пользователей

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.

© 2023, МБДОУ «ДСКВ № 102» г Братск