Вверх
Вниз

Консультация для родителей

Играть не вредно или игротерапия для детей

Мы не задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеют игры, в которые мы играли в детском возрасте. Почему именно с песочницей, куклами и жмурками мы ассоциируем наше детство? Оказывается это самый лучший путь к нашей психической устойчивости, к избавлению от страхов и к умению общаться.

Еще в 20-е годы прошлого века психотерапевты А. Фрейд, М. Клейн, назвали детскую игру методом лечения, при котором дети развивают свои способности, учатся преодолевать конфликты и неурядицы. Начиналось все с рисования: малыш рисует свой дом, свою семью и таким образом символически высказывает то, что пока ему не удается выразить словами - свои страхи, эмоциональное состояние, психологические травмы. А, как известно, первый шаг к любому решению проблемы - назвать ее. Пока ребенок не умеет определять объективно весь мир, он отражает в своих безобидных играх свое психическое состояние и уровень умения общаться с другими детьми. До сих пор рисунок является неплохим тестовым контролем детского эмоционального настроения и одним из занятий игротерапии.

Вскоре была изучена и применена музыкальная и шахматная игротерапия, как не только средство понимания ребенка, но уже и методы влияния на детский мозг, попытки направления эмоций и чувств ребенка в нужное русло. Согласитесь, вряд ли ребенок получит положительный заряд под звуки хард-рока, ну а шахматы еще у древних арабов считались лучшим лечением от всех нервных болезней и развивали мышление, независимо от возраста. В наше время для самых маленьких самой полезной считается песочная игротерапия.

Уже давно была объяснена любовь детей к песочнице. Там малыши начинают дружить со сверстниками, там происходят первые драки из-за совочков и ведерок, там непоседа чувствует себя спокойно и комфортно. Сколько раз вы с удивлением наблюдали картину многочасового блаженства дитяти на пляже или в коробке с песком? Странный эффект песочницы пока до конца не объяснен. Но очень важно дать ребенку возможность пересыпать этот терапевтический стройматериал (успокаивает и расслабляет), лепить из него всевозможные фигуры, здания, города (пробуждает неимоверную фантазию, развивает мелкую моторику рук), отыскивать зарытые сокровища (создает заинтересованность) и просто сочинять сказки и рисовать их (творческий выход существующей проблемы, развивает речь речи). Песок привлекает маленьких «строителей» своей необычной структурой и новыми ощущениями, которые они испытывают при касании песка. А если песок еще и запечатлевает все следы, оставленные малышом, то его вряд ли оторвешь от важных занятий в течение часов двух.

Песочная игротерапия - рекорд усидчивости для любого крохи.

Психолог и разработчик методов иготерапии М Панфилова сделала вывод о том, что с помощью игры можно научить детей правильно строить диалог, влиять на психику малышей, убавлять из гиперактивность и агрессию. Автор предлагает примерные планы игровой терапии с детьми и родителями, описывает терапевтические и развивающие игры, знакомит с приемами и методами взаимодействия взрослых с гиперактивными, тревожными, агрессивными детьми. С помощью игротерапии Панфиловой сейчас во многих детсадах проводят занятия на расслабление («Снеговик тает»), речь и выход негативных эмоций («Ругаться овощами»).

Таким образом, игра, наравне со сказкотерапией, стала лучшей «практикой развития» (С. Л. Рубинштейн) для всех детей, независимо от умственных и физических возможностей. В игре ребенок начинает гибче мыслить, учится принимать самостоятельные решения и вести диалог с окружающими. Покупая кубики, пирамидки или конструкторы своему чаду мы покупаем ему его мозг, логику. А физическое развитие? Тренировка пальчиков, рук и всего тела лучше всего проходит именно в игровой форме.

Основной, самой доступной и эффективной игровой терапией считается ролевая, а проще говоря - игра в куклы. Все наши детки любят давать куклам имена реальных людей, которые их окружают, чаще всего, своей семьи. К примеру, девочка говорит, что эта кукла будет мамой, а вот та - папой. При игре не только опытный врач, но и сам родитель может выяснить, что тревожит малышку, что ей нравится, а что - нет. «Мама» с «папой» дружно ходят за ручку - эмоциональная обстановка в семье благоприятная; куклы дерутся или ребенок не желает с ними дружить - уже наличие конфликта. Строя свой собственный домик, ребенок подсказывает те вещи, которых ему не хватает в реальности, или говорит о своих страхах и комплексах.

Мало выяснить проблему - с помощью игровой терапии можно подсказать крохе правильное поведение, объяснить определенную ситуацию или даже вылечить только зарождающуюся психотравму. Ведь с возрастом наши «ужастики детства» принимают непоправимые обостренные формы, хотя избавиться от них реально до 4-х лет от роду.

Уже в два года дети с удовольствием играют в прятки, жмурки, в добрых и злых героев и пятнашки. Для чего?

Во-первых, физическое движение,

во-вторых, избавление от страхов.

Дети по очереди оказываются «пойманными» своими страхами, а потом и «ловящими» свой страх. Если «зайчик» убегает от кровожадной «совы», он выплескивает свою боязнь в игре, а потом, становясь «совой», побеждает ее окончательно. В науке роль зайчика называется снятием эмоционального накала, а роль совы - коррекцией внутренних страхов. В то же время в таких занятиях игротерапии происходит выход накопившейся агрессии, которую ребенок постепенно учится контролировать. Знаменитые «гуси-лебеди», «казаки-разбойники» или «стрелялки» дают возможность выхода негатива. Ребенок оказывается в роли доброго героя, а потом и злого, учась сопереживать и понимать оппонента. Это начало умения общаться, воспринимать в игре других ребят и расширять свой объективный мир (М. Панфилова «Игротерапия общения»).

Врачами и психоаналитиками создаются специальные игры, направленные на выявление проблемных ситуаций в сознании ребенка.

Такие врачебные игры помогают во многих сложных обстоятельствах, будь то развод родителей, последствия физической болезни, снижение успеваемости в школе, неразвитости общения или просто в случае напряженного психического состояния.

Некоторые специалисты склонны к тому, что игротерапию, будь то песочная игротерапия, директивная игротерапия или игротерапия общения, желательно проводить не постороннему человеку, а родителю. Это поможет взрослым почувствовать себя ребенком и лучше понять свое чадо, а дети быстрее раскрепостятся перед мамой или папой. Такое общение поможет наладить взаимопонимание в семье на долгие годы.

К тому же в занятиях игротерапией нет ничего сверхсложного: подойдет любой материал (реальные предметы, игрушки ребенка, пластилин, краски, мозаика и т.д.), любое время, которое вы в состоянии посвятить малышу и любое настроение. Игровая терапия поможет не только вашему ребенку, но и вам - расслабит и отвлечет. А кроха будет просто счастлив в очередной раз с вами поиграть, проявить свою активность, показать, что он уже умеет и почувствует себя еще на капельку нужнее, любимее, а значит и увереннее.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 245 гостей и 1 пользователь

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.

© 2023, МБДОУ «ДСКВ № 102» г Братск